ФОРМИРОВАНИЕ   АКАДЕМИИ 

                                      ПЕРВЫЙ     УЧЕБНЫЙ  ГОД   

                                                                                  ( 1946 -1947 годы )

 

           Опыт   Великой Отечественной войны показал, что идея использования  радиолокационной техники для обнаружения воздушных объектов,    трудами    советских учених  и конструкторов   воплощенная в первых радиолокационных станциях на рубеже 30-х и 40-х годов, оказалась весьма   перспективной. Война выявила несколько направлений боевого использования средств радиолокации. Начало исслсдований для некоторых из них относится к І94І-І943 годам, для других - несколько позднее. Основными направлениями были:

-   дальнейшее развитие радиолокационних средств обнаружения
 воздушных   обьектов, разработка и внедрение радиолокаторов обнару-
жения
самолетов на больших дальностях и в широком диапазоне высот

их полета; использование разведывательных данных, получаемых от радиолокаторов, для постановки задач истребительной авиации и

зенитной артиллерии;

            -  дальнейшее совершенствование и разработка нових   станций орудийной  наводки для зенитной артиллерии, комплексирование этих станций  с приборами  управления зенитным артиллерийским огнем  (ПУАЗО) и  зенитными   орудиями:
            -использование  радиолокационных средств для управления истребительной авиацией, для наведения самлолетов-истребителей на воздушные обьекты;

-   разработка и внедрение портативних самолетных  радиолокаторов
для  обеспечения перехвата вражеских самолетов и для осуществления

прицельного   бомбометания в условиях ограниченной видимости;

           -  разведка  с помощью радиолокационной техники движущихся наземных объектов  ( танков, самоходных артиллерийских установок) на
фоне неподвижных местных предметов в интересах сухопутных войск;

разведка радиолокационными средствами стреляющих орудий и
минометов  противника  и управление огнем своей артиллерии по
их подавлению;

-ускоренная топографическая  привязка боевых порядков  артиллерии средствами радиолокации;

-метеорологическое обеспечение наземной и зенитной артиллерии с помощью радиолокации и радиотехники.

 Окончившаяся разгромом немецкого фашизма и японской военщины вторая мировая война не изменила агрессивной сущности империализма. Коммунистическая партия и Советское правительство поэтому не могли ослабить внимания к  вопросам   дальнейшего укрепления оборонной мощи нашего государства, вопросам боеспособности его Вооруженных Сил.

В первые послевоеннне годы, одновременно с огромной работой советского народа по восстановлению разрушенного войной народного

хозяйства, Коммунистическая партия и Советское правительство проводят ряд мер, направленных на  оснащение Вооруженных Сил СССР новейшим  оружием и боевой техникой , в том числе и радиолокационной. Одновременно с разработкой и внедрением нових образцов вооружения, решается задача подготовки   кадров (для Вооруженных Сил, владеющим этим оружием.  Составной частью этой задачи было создание новой военной академии, призванной готовить кадры специалистов по радиолокационной технике.  В соответствии с приказом  Министра Вооруженных Сил СССР от 30 июня 1946 года на базе Высшей военной школы ПВО в городе Харькове создавалась Военная школа артиллерийской радиолокации (ВААР).   Выбор ВВШ ПВО в качестве базы для формирования новой академии был не случаен.  Школа была единственным  высшим учебным заведеним, осушествлявшим подготовку     офицеров противовоздушной  обороны. А специалисты  по радиолокации в то время требовались прежде  всего в Войсках ПВО страны. Школа имела некоторый опыт обучения  на краткосрочных курсах переподготовки  военных инженеров и техников по радиолокации для зенитной артиллерии. В составе   школы была кафедра радиолокаци, оснащенная несколькими образцами радиолокационных станций. Школа только что передислоцировалась в  город Харьков, известный как город с большим числом высших учебных   заведений, - где задача укомплектованая, академии кадрами преподавателей    общенаучных  дисциплин могла быть решена с меньшими трудностями, чем в других городах.

        Академия создавалась с задачей подготовки инженерных кадров по боевому использованио и эксплуатации радиолокационных средств наземной  артиллерии, зенитной  артиллерии и истребительной авиации. Решене о  сосредоточении подготовки инженеров нового профиля для двух родов войск противовоздушной обороны  и одного рода сухопутных войск в одном учебном заведении в то время оправдывалось тем, что этот профиль был нов для  всех видов Вооруженных сил.   Организация  подготовки кадров по новому профилю в нескольких учебних заведениях означала бы распыление усилий.  К тому же Командующий Войсками ПВО страны в то время подчинялся Командующему артиллерией   Вооруженных Сил.        Создаваемая академия также была подчинена Командующему артиллерией Главному маршалу артиллерии Н.Н.Воронову.

Формирование  академии поручалось начальнику ВВШ ПВО генерал-майору технических войск Тимофею Александровичу Туклину(фото слева), который после завершения формирования академии и расформирования школы, назначался заместителем начальника академии    по учебной и научной         работе.   Его ближайшими помощниками в трудном деле формирования  новой академии  были  заместитель начальника школы по политичской   ча­сти полковник Феодосий Сергеевич Вишневецкий  и заместитель начальника школы по строевой части генерал-майор артиллерии Александр Петрович Клеушев. По завершению формирования они назначались на аналогичные должности в академии .

Академию приказано было сформировать в составе трех факультетов, соответствено трем родам войск, для которых предполагалось готовить кадры, военных инженеров.  Занятия должны были  одновременно  начаться на двух младших курсах всех трех фракультетов с 10 ноября 1946 года. Более старшие курсы в этот период не создавались.

Трудности задачи  формирования нового учебного заведения в случае Военной академии артиллерийской радиолокации  усугублялись тем, что создавалось новое высшее учебное заведение, подобного которому по своему назначению никогда не было ни в Вооруженных Силах, ни в системе гражданского высшего образования. Наряду с вопросами, направление решения которых было в общих чертах понятно, возникала масса новых вопросов. Но самыми неотложными для лиц, ответственных за формирование академии, были: набор слушателей и формирование факультетов, формирование кафедр, которые должны были начать занятия с первых дней учебы, и подготовка помещений для размещения подразделений и начала занятий.

Комплектование акаемии слушателями осуществлялось следующим образом. Высшая военная школа ПВО в августе 1946 года произвела первый випуск офицеров с высшим военним образованием.  Оставались офицеры, перешедшие на третий и второй курсы.  Третий курс должен был заканчивать обучение по програмам ВВШ  ПВО. Второй курс преобразовывался во второй курс академии.  Большинство слушателей этого курса было   офицерами-зенитчиками. Нужно  было распределить их на три факультета. Попавшие при таком распределении  на  факультеты   наземной артиллерии и  истребительной авиации должны были  менять свои военные специальности. Некоторые офицеры на изменение специальности  шли  с нежеланием. Приходилось проводить с ними индивидуальные воспитательные беседы.

На второй курс академии была принята небольшая часть офицеров, перешедших на третий курс ВВШ ПВО и изъявивших желание обучаться в академии с потерей одного учебного года.

Первый курс факультетов зенитной артиллерии и истребительной авиации, в основном, комплектовался слушателями подготовительного курса Высшей военной школы ПВО и офицерами   дополнительного набор из войск. На первый курс факультета наземной артиллерии по решению Командующего артиллерией Вооруженных Сил были зачислены офицеры, сдавшие  вступителные экзамены в Артиллерийской академии им. Ф.Э.Дзержинского и оказавшиеся там набранными сверх штата.

В 1946 году набор слушателей во все академии проводился с большим  количеством   вступительных экзаменов.      В  инженерных  академиях и  на инженерных факультетах офицеры сдавали письменные и устные экзамены по русскому языку и литературе, по математике, устные экзамены по физике, химии и несколько экзаменов по военным и специальным дисциплинам.  Общее количество вступительных экзаменов доходило до десяти-двенадцати. Была возможность отобрать на учебу хорошо подготовленных и способних офицеров.

Первые  курсы всех трех факультетов были  укомплектованы с избытком на І5-20%  Командование академии могло пойти  на  это,   так как штатная численность академии исчислялась из расчета всех курсов от первого до выпускного, а формировалось только два первых курса.

Избыток слушателей на курсах позволил в последующем  отчислять  из

академии не успевающих в учебе.

Подавляющее большинство офицеров-слушателей  первых двух курсов академии,  как,  впрочем, и нескольких последующих наборов,  были  участниками Великой Отечественной войны, получившими богатый опыт боевых действий и командования подразделениями, но растерявшими за годы войны знания за среднюю школу.  К тому же значительная часть принятых на учебу офицеров училась в первые месяцы войны на краткосрочных курсах младших лейтенантов и, следовательно, не имела теоретической подготовки, которую давали нормальные средние военные училища довоенного времени.

Возраст большинства слушателей был 23-26 лет. Почти все были членами Коммунистической партии. Самим распространенным воинским званием слушателей первых наборов было звание майор. Часть имела звания капитан, были  и подполковники. Многие слушатели были награждены орденами и медалями.

Нужно сказать, что в первые послевоенные годы молодые офицеры, прошедшие войну и решившие остаться на службе в Вооруженных Силах, стремились к получению высшего военного образования, понимая, что от этого будет зависеть их дальнейшее продвижение по службе. Поэтому с первых дней учебы в академии установилась атмосфера борьбы за знания, за высокие показатели в учебе.

Одновременно с набором слушателей происходило формирование факультетов.

Первый факультет - факультет радиолокации наземной артиллерии формировал полковник А.Д.Савинцев, назначеный заместителем начальника факультета по политической части.  Опытный политработник, активный участник Великой Отечественной войны, Алексей Дмитриевич Савинцев до войны работал в одном из артиллерийских училищ. В работе по формированию факультета ему помогали начальники курсов полковники Н.В.Овчаров и С.С.Скрягин,  оба в годы войны командовавшие артиллерийскими частями. Полковник С.С.Скрягин до войны  командовал батареей курсантов в одном из артиллерийских училищ. Полученнный в то время опыт воспитательной работы помог ему стать одним из лучших начальников  курсов академии.

Назначенный начальником первого факультета генерал-майор артиллерии Н.И.Полянский прибыл в академию в марте 1947 года. Участник боев в районе р. Халхин-Гол и активний участник Великой Отече­ственной войны, Николай Иванович Полянский до работы в академии был командующим артиллерией одной из гвардейсках танковых армий. Боевой-энергичный генерал с первых дней включился в работу и стремился в короткий срок освоить новый для него профиль - радиолокацию на­земной артиллерии. И это ему удалось. В ближайшие годы он подготовил и защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата военних наук по профилю своего факультета без освобождения от исполнения   служебных обязанностей.

Заместитель начальника факультета-начальник учебной части инженер-подполковник И.А.Долгов прибыл в академию также в марте 1947 года. Он имел опыт преподавательской и административной  работы в среднем военном училище, что ему помогло успешно работать на факультете и позднее возглавить учебный отдел академии.

В состав первого факультета вошли две кафедры: кафедра радиолокационной аппаратуры наземной артиллерии и кафедра тактики и техники  наземной артиллерии.

В то время найти специалистов для преподавательской работы на первую из кафедр не представлялось возможным. Таких специалистов просто не было в Вооруженных Силах. Исполнение обязанностей начальника кафедры было  возложено на старшего преподавателя    инженер-майора  Л.Г. Писаревского (фото слева), имевшего довоенный опыт преподавательской и научно-исследовательской работы  в области радиотехники и радиолокации, кандидата технических наук доцента. Будучи единственным преподавателем на кафедре, имевшим ученую степень и звание, возглавляя коллектив кафедры в течение шести лет, Л.Г. Писаревский   обоспечил становление учебного процесса и организацию подготовки научно-педагогических кадров.

Заместителем начальника кафедры был назначен инженер-майор А.Г.Молибог, (фото справа)ранее работавший на кафедре радиолокации  ВВШ  ПВО, преподавателем - старший техник-лейтенант Б.М.Лебедев. Впоследствии оба успешно защитили кандидатские диссертации и многие годы работали на преподавательской работе. Александр Григорьевич Молибог длительное время был заместителем начальника Минского высшего инженерного  зенитно-ракетного училища ПВО по учебной и научной работе. За умелое руководство учебно-методической и научно-исследовательской работой и личный вклад в педагогику высшей школы ему  было присвоено ученое звание профессор. Последние годы в Вооруженных Силах он служил в звании генерал-майор-инженер.

        Начальником кафедры тактики  и техники наземной артиллерии был назначен  полковник А.И.Кривошапов, в годы войны командовавший артиллерийскими частями и соединениями. Преподавателями этой кафедры стали  полковники Т.Н Вишневский и И.Ф.Филиппов,   имевшие   большой  боевой  опыт, но ранее преподавателями не работавшие. Им пришлось разрабатывать и ставить учебные дисцилины, в которых изучалась тактика и стрельба наземной артиллерии. Материальную часть артиллерии преподавал инженер-майор М.А.Буховер.

        Второй факультет - факультет радиолокации зенитной артиллерии  формировал генерал-майор артиллерии Л.В.Нечаев(фото слева), назначенный на должность начальника факультета в 1946 году и командовавший им более шести лет. Лев Викторович до воины служил в военно-учебных заведе­ниях на преподавательской и командной работе и имел ученое звание доцент. В годы войны активно участвовал в боях и начальником факультета был назначен с высокой должности заместителя командующего объединением ПВО. Свой опыт преподавательской и воспитательной работы и боевой опыт, приобретенный в годы войны, генерал-майор артиллерии Л.В.Нечаев умело передавал подчиненным офицерам и слушателям.

         Заместителем начальника факультета по политической части с момента формирования факультета был опытный политработник, активный участник Великой Отечественной войны полковник А.Ф.Соболь. Заместитель начальника факультета - начальник учебной части полковник В.Н.Балясников, имевший опыт работы в военно-учебных заведениях, прибыл на факультет в конце первого учебного года.

         Первыми начальниками курсов на факультете были полковники М.Г.Токарев и Е.И.Цветухин. Оба активные участники войны, командовавшие на фронтах подразделениями и частями зенитной артиллерии, и подполковник Б.Б.Сушкевич, переведенный после первого года работы на факультете на аналогичную работу на курсах усовершенствования офицерского состава при академии.

          В штат факультета были включены две кафедры, ранее бывшие в составе Высшей военной школы ПВО: кафедра радиолокационной аппаратуры зенитной артиллерии (в составе ВВШ ПВО называвшаяся кафедрой радиолокации), начальником которой   продолжал оставаться инженер-полковник В.А.Иванов, и кафедра стрельбы и техники зенитной артиллерии, возглавляемая полковником В.Р.Бакрадзе.

Обе  эти кафедры при переходе из ВВШ ІІВО в академию практически работали без перерыва. В течение 1946-1947 учебного года, когда кафедры других факультетов только начинили готовиться к преподаванию  своих учебных дпсциплин, эти кафедры обучали выпускной курс последнего выпуска Высшей военной школи ПВО. Преподавателями на кафедрах были полковник И.М.Молчадский, инженер-подполковники В.В.Бондаренко, В.Г. Миленин, инженер-майоры Н.А.Лебедев, В.С.Салов, ранее работавшие  преподавателями ВВШ ПВО.

Третий факультет - факультет радиолокации истребитальной авиации, как и первый факультет, формироовался заново. Его начальником был назачен опытный боевой командир, прослуживший в авиации со времен Гражданской войны  на должностях командиров подразделений, частей и соединений, генерал-лейтенант авиации С.Г.Король(фото справа). В годы Великой  Отечественной войны Степан Георгиевич Король командовал авиационной дивизией и корпусом. Его работа на факультете продолжалась четыре года, до момента разделения факультета на два других. После этого генерал-лейтенант авиации С.Г.Король уволился в отставку.

Заместителем начальника факультета по политической части с момента формирования факультета в течение трех лет был полковник  М.В.Резонтов, получивший опыт политработы в войсках ПВО в годы войны.  Заместителем начальника факультета - начальником учебной части с первых дней формирования факультета был полковник П.М.Чупруков, имевший довоенный опыт работы в военно-учебных заведениях в должностях преподавателя и командира учебного подразделения. Павел Михеевич Чупруков последние годы своей службы в Вооруженных Силах формировал и был   начальником одного из училищ ПВО.

       Первыми начальниками курсов на факультете были полковникиА.Ф.Ложкин, А.Н.Нестеренко и Н.П.Озерский, активные участники Вели­кой Отечественной войны, имевшие опыт командования подразделениями и воспитання подчиненных. Полковник А.Ф.Ложкин позднее был заместителем начальника факультета - начальником учебной части, а полковник Н.П.Озерский многие годы работал начальником курса и заслуженно считается одним из лучших воспитателей подчиненых ему слушателей.

В состав факультета вошли три кафедры: кафедра радиолокационной аппаратуры, истребительной авиации и ВНОС, кафедра тактики авиации и кафедра связи и ВНОС. Первая из них формировалась заново, две других с некоторыми изменениями штатов переходили из Высшей военной  школы ПВО.

Формирование кафедры радиолокационной аппаратуры истребительной авиации и ВНОС осуществлял инженер-полковник Д.С.Стогов(фото справа,  внизу),  прибывший в академию в октябре 1946 года. Дмитрий Сергеевич Стогов в свое время принимал непосредственное участие в создании первой отечественной радиолокационной станции обнаружения самолетов РУС-І.

На его кафедре первыми преподавателями были инженер-капитаны О.Б.Кащенко и П.В. Мазурин.

Кафедру тактики авиации в первые месяцы формирования академии н продолжал возглавлять полковник А.Н.Соколов. В декабре 1946 года он был переведен на другую работу. Начальником кафедри был назначен полковник Г.Д.Войшицкий. Под руководством Георгия Дмитриевича

Войшицкого, командовавшего кафедрой около шести лет, разрабатнвались

 ставились все учебные дисциплины и создавалась учебно-лабораторная   база. Преподавателями кафедры были майоры Б.Г.Бродский, М.Е.Попов и  капитан А.С.Ильин (фото слева). Последний многие годы работал в академии на разных  преподавательских должностях, в том числе возглавлял од­ну из кафедр.

     Начальником кафедри связи и ВНОС в течение первого учебного года продолжал оставаться полковник Н.И.Ненашев, возглавлявщий эту кафедру в ВВШ ПВО. В 1947 году его сменил полковник Б.А.Максимов,    ранее бывшый заместителем начальника кафедры, преподавателями  этой кафедры были инженер-подполковник С.Ф.Гришин, по совместительству работавший начальником связи  академии, и инженер-капитан А.Л. Величко. Кафедра в течение 1946-1947 учебного года проводила занятия  с выпускным курсом Высшей школы ПВО и готовилась к проведенню занятий с основными курсами академии. Преподавание техники связи для слушателей всех факультетов начиналось с осени 1947 года.

Так решалась первая из перечисленнях  ваше главных задач, встав­ших перед лицами, осуществляющими формирование академии, а именно – задача  укомплектованая академии слушателями и формирование  факультетов с их  кафедрами.

Второй не менее важной задачей  было формирование или хотя бы частичное укомплектование преподаваталеми кафедр общенаучной подготовки, которых не было в составе Высшей военной школы ПВО. Очевидно, эта задача решалась бы легче, если бы академия имела учебные  планы подготовки слушателей по заданным специальностям. Тогда бы, по крайней мере, было ясно, какие кафедры и с какими штатами  нужно формировать. Но планов таких не было и разрабатывать их было некому. По предложению начальника учебного отдела кандидата технических на­ук доцента инженер-полковника Б.С.Рабиновича, прибывшего в академию с такой же должности из Артиллерийской академии им Ф.Э. Дзержинского, было решено начать учебный год на первом курсе всех факультетов примерно по такому же учебному плану, по которому занимаются слушатели первых курсов инженерных факультетов академии им. Ф.Э.Дзержинского. Учебный план второго курса при этом должен быть переходным от Высшей военной школы к академии.

Для выполнения этого решения нужно было хотя бы частично укомплектовать преподавателями кафедры математики, теоретической механики, физики , химии , прикладной механики, электротехники и иностранных языков.  
      
Харьков - город вузов.  Бместе с тем, к моменту   формирования

академии многие вузы города еще только возвращались из эвакуации и организовывали свою работу. Они сами испытывали недостаток в опытных  научно-педагогических кадрах, которыми можно было бы поделиться с другими организациями. И все же в таких условиях харьковские областные и городские партийные и советские органы, вузы города - помогали академии преподавательскими кадрами.  К началу занятий на работу в академию было привлечено минимально необходимое количество преподавателей, имеющих опыт работы в вузах, которые становились первыми лекторами  и возглавили формирование кафедр. В основном же  преподавателями академии становились молодые люди, только что окончившие  вузы, а также демобилизованные после окончания войны из Вооруженных Сил воины, получившие высшее образование перед войной и не успевшие приобрести опыт работы. Наем таких людей на работу затруднялся еще и тем,  что академия не располагала жилищным фондом и не могла, поэто­му предоставить преподавателям квартиры.

Кафедру математики возглавил кандидат физико-математических наук доцент Н.С.Ландкоф (фото слева), имевший опыт преподавания математических дисциплин  в Харьковском государственном университете. С первых дней занятий он начал читать лекции по математическому анализу и  аналитической геометрии. Его лекции отличались строгостью изложения материала и  хорошей формой его преподнесения слушателям. Он проявлял высокую требовательность к знаниям обучаемых, что в дальнейшем ста­ло традицией кафедры математики.  Преподавателями  кафедры с первых дней ее формирования стали выпускники университета Е.Л.Резник, И.М.Сливняк, имевшая некоторый опыт преподавания О.П.Барабашова  и  демобилизованный из Вооруженных Сил Я.А.Минчин.

           Заведующим кафедрой физики в течение первого учебного года был кандидат физико-математических наук доцент А.И.Шпетный (фото справа), работавший  ранее старшим научным сотрудником Украинского физико-технического института АН УССР. Одновременно с ним  в параллельном потоке  лекции по физике читал кандидат физико-математических наук доцент И.М.Гордон, работавший в академии по совместительству и продолжавший преподавательскую работу в Харьковском государственном университете. Групповые упражнения и лабораторные работы проводил демобилизованный старшина Д. М.Уманский и опытный преподаватель В.И.Усов.

        Кафедра химии как самостоятельная кафедра существовала в академии только в течение первого учебного года, т.е. до вступления в действие собственных академических учебных планов. Ее возглавлял доктор химических наук профессор В.М.Кравченко, ранее работавший в Харьковском сельскохозяйственном институте. Ассистентом на кафедре с первых дней работала Т.Н.Озерова. Химические источники тока преподавала выпускница университета В.Д.Пастухова. Несколько позднее преподавателем кафедры стал демобилизованный офицер Г.Ф.Бебих, в последствии профессор Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. С начала второго учебного года кафедра была расформирована. Преподаватели химии влились в состав объединенной кафедры физики и химии. Группу преподавателей-химиков возглавил Г.Ф.Бебих.

        Большую помощь в организации занятий по общенаучным дисциплинам на первых порах академии оказал Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта, расположенный недалеко от первоначального размещения академии. Ряд преподавателей этого института в течение первых двух-трех лет работали в академии по совместительству, обеспечивая занятия по теоретической и прикладной механике. Лекции по этим дисциплинам читали доценты М.И.Жеренкин, Д.Г.Ковтун, а до­цент Л.В.Устименко в течение трех лет возглавлял кафедру теоретической  механики.  В лабораториях этого института в течение первого учебного года проводились лабораторные занятия со слушателями академии по физике и прикладной механике. А когда в академии начали создаваться свои лаборатории, институт оказал помощь в их оборудовании.

Кафедру прикладной механики формировал инженер-майор П.Н.Демковский. На кафедре теоретической механики с первых дней формирования работала преподавателем выпускница университета Е.М.Смелянская.       

В формировании кафедры теоретических основ электротехники академии помог Харьковский  электротехнический  институт. В течение первого учебного года кафедру возглавлял доцент Д.С.Колобков, опытный преподаватель и хороший методист (фото слева). Ему удалось привлечь к работе в академии хорошо подготовленных и опытных преподавателей А.Е.Долинского и  А.П. Пинскера.

С первых дней начала учебных занятий в учебный процесс включилась

кафедра иностранных языков, заведующим которой в момент формирования был кандидат педагогических наук доцент Е.И.Ительсон. Секциями рукововодили: английской - кандидат филологическкх наук Б.И.Роговская, немецкой  преподаватель А.С.Шехтман, французской - преподаватель - Е.В. Кошепаве.

         Многие гражданские преподаватели в первые месяцы работи в акаде-

испытывали стесненность в офицерской аудитории. Чувствовалось отсутствие опыта общения с военнослужащими, непривычность к воинской дисциплине. Возраст и жизненный опыт большинства начинающих преподавателей  были такими же  или даже меньше, чем слушателей. Командованию академии  и офицерам  учебного отдела приходилось проводить воспитательную  работу с преподавателями с целью установления нормальной обстановки  на занятиях.

       Кафедра марксизма-ленинизма перешла в состав академии из Высшей военной школы ПВО. Начальником кафедры был кандидат философских наук доцент подполковник Н.И.Губанов (фото слева). В составе кафедры были кандидат исторических наук подполковник А.Г.Филимонов, подполковник А.Ф.ІОшко, май­оры  М.А.Антонян и И.И.Хатунцев. Работа на кафедре к моменту формирования академии была налажена. Особых забот у командования академии и политического отдела эта кафедра не вызывала.

       Таким  образом, усилиями командования академии, политического, учебного отделов и отдела кадров с помощью партийных и советских оргаций города и харьковских вузов была решена задача укомплектования академии минимально  необходимым преподавательским составом для начала  занятий на первом и втором курсах.

 Решение третьей главной задачей при формировании  академии, а именно,  - задачи подготовки помещений для занятий и размещения подразделений - происходило в сложных условиях послевоенного Харькова.

23 августа 1946 года город Харьков отпраздновал третью годовщину своего освобождения от немецко-фашистской оккупации. В годы войны, как известно, Харьков дважды с боями переходил из рук в руки. И каждый     переход сопровождался разрушениями города. В 1943 году перед сдачей  Харькова нашим  войскам фашисты  умышленно взорвали много уцелевших после боев зданий. За три года,  прошедшие после момента  освобождения,  трудящиеся города восстановить Харьков, естественно, не успели.  Ведь почти два года  из этих трех  еще продолжалась война  Восстанавливались в первую очередь возвращавшиеся из эвакуации промышленные предприятия, государственные   учреждения, учебные заведения, лечебные  и детские учрждения а уж потом - жилые здания. Летом 1946 года на многих улицах  города каждый третий дом был или разрушен, или имел серьезные повреждения.

Для первоначального размещения академии отводились помещения, ранее выделенные для Высшей военной школы ПВО. Такими помещениями были  часть административного здания на площади Руднева, 36, в которых до этого размещался штаб Юго-западного округа ПВО, и небольшой военный городок на проспекте Сталина (ныне Московском), 54.

Передняя часть здания на площади Руднева, отводимая академии, имеет просторный вестибюль и большую красивую парадную лестницу. Двери из длинных коридоров всех трех этажей ведут в высокие и светлые комнаты площадью по 40-60 квадратних метров, удобные для размещения отделов и канцелярий штаба, но мало пригодные для использования в качестве классов и аудиторий. На втором и третьем этажах имеются большие залы, позволяющие после необходимого ремонта и переоборудования  вместить  по 100-120 человек для слушания лекций.

Военный городок, построенный более ста лет назад, включал в   то время три пришедших в ветхость здания.

В здании на площади Руднева разместилось командование академии, факультеты, кафедры, аудитории и классы для занятий, а в  военном городке - отдел кадров, строевой отдел, службы тыла, подразделения обеспечения учебного процесса и столовые для постоянного и слушательского офицерского состава.

    В течение полутора-двух месяцев были проделаны необходимые ремонтные работы в условиях, когда в этих же поглещениях проводились завершающие мероприятия по выпуску офицеров Высшей военной школы ПВО и конкурсные вступительные экзамены для будущих слушателей академии. Ремонтные работы выполнялись работниками служб тыла, военнослужащими подразделений обеспечения учебного процесса. Некоторую помощь в проведении ремонтных работ оказали другие воинские части гарнизона. Городские партийные и  советские органы сочли возможным  в условиях крайнего дефицитаа для города выделить академии необходимые  для ремонта строительные материалы. К началу октября были приведены в порядок аудитории и классы  для занятий. Ремонт остальных помещений продолжался еще несколько  месяцев.

Материально-бытовые условия офицеров, прибывающих   в академию  как в качестве офицеров постоянного состава, так и особенно в качестве слушателей, были незавидными.   Квартиры  не предоставлялись никому. Но если преподаватели и другие офицеры постоянного состава в течение года-двух все же как-то обеспечивались жильем, то слушатели на это не  могли даже рассчитывать. Только в 1952 году отделы многодетные  слушатели стали получать комнаты в коммунальных квартирах. Основная же масса  слушателей в течение всего периода обучения снимала частные квартиры на окраинах города, как правило, без  всяких удобств. Условий  для занятий дома  практически не было. Многие слушатели, имеющие детей, вынуждены были заниматься ночами. Не хватало продуктов питания , топлива. Однако уверенность в улучшении условий жизни в ближайшее  время, стремление к знаниям, молодость, задор и бодрость духа - способствовали успешной учебе слушателей первых наборов академии.

Служебные кабинеты многих офицеров руководящего состава и преподавательские помещения,  как правило, оборудовались и для рабо­ты и для отдыха. Многие офицеры постоянного состава, не имеющие квар­тир, жили  и работали в этих помещениях.

В последующие годы академию предполагалось разместить в здании на площади Дзержинского, 6, где перед войной находилась Военно-хозяйственная академия. Это здание создавалось по проекту архитектора Петра Ефимовича Шпары, многие годы перед войной проектировавшего уникальные здания для учреждений Наркомата обороны. После войны он работал главным архитектором харьковского филиала Военпроекта и главным архитектором города Харькова.

Перед началом войны здание достроено не было. Были построены лишь два не связанных между собою шестиэтажных корпуса. Центральный корпус строить не начинали. Во время войны оба корпуса были сильно разрушены и, по-существу, их нужно было строить заново. Проект по восстановлению корпусов и продолжению строительства здания выполнялся также под руководством П.Е.Шпары. Восстановительные и строительные работы начались в 1947 году.

Командование, политический отдел, учебный отдел, отдел кадров, службы тыла, все офицеры, рабочие и служащие, принимавшие участие в формировании академии и подготовке ее к началу занятий в первом учебном году, работали с инициативой и энтузиазмом.

Учебный  отдел принимал все меры к тому, чтобы занятия начать не 10 ноября, как  было приказано, а раньше, ближе к традиционному началу учебного года во всех учебных заведениях. Составлялось расписание учебных занятий на первый месяц учебы. Согласовывались вопросы проведения  занятий преподавателями-совместителями, которых было большое количество в первые годы работы академии. Продолжалось формирование общенаучных кафедр, подбором кадров для которых в основном занимался учебный отдел. В учебном отделе под руководством инженер-полковника Б.С.Рабиновича в то время  работали инженер-подполковник Н.А.Гудиш, майоры  В.Ф.Шалунов, Н.К.Щрамек, капитан Н.Н.Колесников. Несколько позднее   в учебном отделе стали работать майоры М.Н.Кордас, С.В.Тикиджи-Хамбурьян,  Л.Л.Юрченко.

Большую работу в период формрования академии проделал отдел кадров. Учет прибывающих на учебу кандидатов в слушатели и отбор их по личным делам, откомандирование не сдавших вступительные зкзамены и не прошедших по конкурсу, прием и оформление на службу прибыващих офицеров постоянного состава, комплектование кафедр, отделов, служб, лабораторий рабочими и служащими - эти и много других задач должен был оперативно решать отдел кадров. А в отделе работало всего три офицера: начальник отдела кадров полковник Е.К.Федулов, офицеры отдела  капитаны Г.В.Беленков и В.Г.Дученко. Приобретенный в то время опыт работы  опыт помог, например, в последствии полковнику В.Г.Дучено много лет успешно справляться с обязанностями начальника отдела кадров Минского высшего Инженерного зенитно-ракетного училища ПВО.

       Первые полтора года в академии не было постоянного заместителя начальника  академии по тылу. Его обязанности по нескольку месяцев исполняли последовательно три временно назначаемых офицера. В этот период от командования  академии работы по линии тыла и снабжения курировал заместитель начальника академии по строевой части генерал-майор артллерии А.П.Клеушев.  Лишь в 1948 году на должность заместителя  начальника академии по тылу был назначен полковник и/с Иван Степанович Хилов (фото справа), успешо работавший в академии   много лет.

Много труда в решенни вопросов тыла в период формирования академии вложил один из ветеранов этой службы инженер-капитан Я.М.Окунь,  в последствии  работавший начальником квартирно-эксплуатационного отдела.

Усилия энтузиастов не пропали даром. Исполнявший обязанности наачальника академии генерал-майор техническах войск Т.А.Туклин доложил командованию  о том, что к І октября 1946 года академия сформирована и с 10 октября,  т.е. на месяц раньше срока, определенного  Министром Вооруженных Сил СССР, готова начать занятия со слушателями обоих  курсов.

           Своим приказом от І октября 1946 года начальник академии объявил     о расформировании Высшей военной школы ПВО и о сформировании Военной ордена Отечественной войны академии артиллерийской радиолокации. Через три года день І октября был объявлен днем годового праздника  академии.

       10 октября 1946 года в академии начались занятия на двух младших  курсах.

Лекции по  дисциплинам   кафедр математики, физики, химии, электротехники и некоторым  другим читались в потоках по 120-150 человек, которые объединяли слушателей первых курсов всех трех факультетов  и слушателей вторых курсов. Такое объединение оправдывалось, во-первых,   недостатком квалифцированных лекторов.  Как правило, лекции могли читать заведующие кафедрами доцент Н.С.Ландкоф, доцент А.И.Шпетный, профессор В.М.Кравченко, доцент Д.С.Колобков и некоторые другие прсподаватели.  Во-вторых, в здании на площади Руднева было всего две поточных  аудитории.  И, в-третьих, никакой дифференциации в содержании учебных дисциплин для разных факультетов еще не предполагалось.

       По всем учебным дисциплинам ощущался острый недостаток в учебниках и учебних пособиях. И хотя академической библиотеке оказали помощь вузы города Харькова, по многим дисциплинам один экземпляр учебника приходился на 10-12 слушателей. Описания лабораторних работ, планы  семинарских занятий по общественным наукам, тексти для чтения на иностранных языках - писались преподавателями от руки и размножались на стеклографе.

  В классах и аудиториях осенью и зимой было холодно.  Слушатели не снимали на занятиях шинели.  Ни о каких технических средствах обучения  и речи не было. Доска и мел были единственными орудиямя проподавателей.  Классов для самостоятельной работы слушателей во внеаудиторное время не хватало.  И хотя распорядком дня не предусматривалась обязательная самоподготовка, многие слушатели занимались в холодных аудиториях учебного корпуса, не  имея условий для самостоятельной работы на частных квартирах.

Вместе с тем, по указанию командования и учебного отдела академии,  многие преподаватели проводили линию на жесткую требовательпость к знаниям  слушателей.  В первой зимней экзаменационной сессии на  экзаменах по дисциплинам кафедр математики и физики в учебных отделениях из 22-24 слушателей было по 6-8 й более неудовлетворительных оценок. Количество  неуспевающих слушателей в учебных отделениях  и на курсах к концу сессии достигало 30 и более процентов.   С первых курсов каждого факультета было отчислено по 5-6 слушателей, получивших   по  три неудовлетворительных оценки.

В последующие годы такая высокая требовательность к знаниям слушателей стала традицией академии.

С первых дней формирования академии большую помощь командованию  по мобилизации личного состава на быстрейшее решение практических за­дач становления учебного процесса оказывали партийные и комсомольские организации.

Политический отдел, возглавляемый полковником Ф.С.Вишневецким, в составе которого работали заместитель начальника политотдела пол­ковник Ф.М.Гресь, старшие инструкторы подполковники К.Ф.  Можар и  И.А.Денисов, инструктор капитан Я.С.Метелица, заместители начальников факультетов по политической части в октябре и ноябре 1946 года провели большую работу по созданию партийных и комсомольских организаций на факультетах, курсах, кафедрах, в отделах и службах академии.  Везде были проведены организационные собрания и выбраны  руководящие партийные и комсомольские органы. На факультетах были избраны партийные бюро с освобожденными секретарями.   Первыми секретарями  партийных бюро факультетов были: на первом факультете - майор Е.Г.Шимко, на втором факультете - майор Д.Ф.Сидоренко, на третьем факультете -подполковник Л.М.Просвирнин. Партийнне бюро факультетов руководили работой партийных организаций слушателей и факультетских кафедр.

    Общенаучные  и специально-технические кафедры только еще формировались. Многие должности преподавателей и офицеров постоянного состава еще не были укомплектованы. В таком же положении находились отделные     службы академии. Поэтому первичные партийные организации создавались по группам кафедр, в управлении академии,  объединяющем  несколько   отделов и служб. Всего в декабре 1946 года в академии насчитывалось 470 членов ВКП(б) и 35 кандидатов в члены партии. Они были объединены   в десять первичных партийных организаций, в том числе - шесть слушательских. Одновременно были созданы две первичные и четыре низовые комсомольские организации, в которне вошли 189 комсомольцев. Помощником начальника политотдела по комсомольской работе с момента формирования академии и до 1949 года был майор Н.М.Становов.

Завершила работу по формированию партийных организаций первая партийная конференция академии, состоявшаяся 8 декабря 1946 года. Конференция обсудила вопрос: "Решения ЦК ВКП(б) об улучшении идеологической работы и задачи партийной организации академии". В своем решении конференция констатировала, что политико-моральное состояние личного состава здоровое. Конференция нацелила коммунистов на преодоление трудностей и успешное выполнение главных задач, связанных с обеспечением учебного процесса, с выполнением указаний партии о тесной связи обучения и воспитания слушателей с жизнью и задачами войск, с необходимостью быстрейшего повышения квалификации преподавательского состава. Решение этих задач составило основное содержание организационно-партийной работы факультетов, курсов, кафедр, отделов и служб.

Секретарем партийной комиссии при политическом отделе академии был избран подполковник М.В.Еременко.

Партийные организации кафедр на своих собраниях обсуждали вопросы, связанные с повышением качества лекций и практических занятий, с разработкой учебных планов и программ, учебных пособий. Они проявляли заботу о создании на кафедрах творческой атмосферы, обстановки высокой партийной принципиальности.

  В становлении внутрипартийной работы молодых партийных организаций академии большую роль сыграло Постановление ЦК ВКП(б) от 26 июля І946 года "О роли Партии и мерах по усилению  партийно-организационной и  партийно-политической работы с вновь поступившими в ВКП(б)". Это постановление, требующее всемерной активизации партийной  жизни и улучшения  воспитательной работы с коммунистами, было обсуждено во  всех партийных организациях.

По мере пополнения академии постоянным составом и увеличения количества коммунистов создавались новые партийные органзациии. В январе 1947 года в академии было уже 13 первичных и 34 низовых партийных организаций.

Начало учебных занятий в октябре 1946 года и издание приказа о сформировании академии, конечно, не означало, что процесс формирования закончен. Только те кафедры, которые начали учебный процесе, имели необходимое количество преподавателей. Их пополнение преподавателями и формирование учебных лабораторий и кабинетов продолжалось. Но основное внимание командования и политичєского отдела было обращено на формирование специально-технических кафедр, большинство из которых должно было включиться в обучение слушателей со следующего учебного года.

Наиболее ответственное место в системе специально-технической подгототовки слушателей должна была занять кафедра теоретических основ радиотехники и радиолокации. Глубокие знания основ радиотехники и ра­долокации  необходимы слушателям для понимания других спецально-технических и профилирующих дисциплин. Кроме того, необходимо было учитывать, что большинство слушателей в своей прошлой службе до поступления на учебу в академию не встречалось с радиотехникой и радиолокацией. Кафедре теоретических основ радиотехники и радиолокации предстояло первой ознакомить слушателей с основами их будущей специальности, развить у них профессиональную заинтересованнсть в освоении радиотехнических  дисцишшн, вселить в них уверенность в возможности их усвоения. В 1947-1948 учебном

году кафедре нужно было начать преподавание учебной дисциплины  «Теоретические основи радиотехники и  радиолокации» слушателям третьего курса.

Активными работниками кафедры со дня ее формирования стали инженер-майор Г.Н.Шеин, инженер-капитаны  И.А.Лыков, Б.И. Молодов, старшие лейтенанты  Е.Г.Гринберг,  Л.К.Черняев,  М.Д.Штерк,  Б.И.Штительман и несколько позднее уволенный в запас после окончания Великой Отечественной войны кандидат физико-математических наук Ф.Б. Черный.  Возглавил      подготовку кафедри к преподаванию Георгий Николаевич Шеин (фото слева), кандидат технических наук стариій научный сотрудник, имевший опыт научно-исследовательской работы в области военной радиолокации, широко эрудированный в электро- и радиотехнике специалист. Он фактически командовал кафедрой до середины 1948 года, пока не прибыл начальник кафедра кандидат технических наук доцент инженер-подполковник Б.П.Афанасьев (фото внизу, справа). К мо­менту его прибытия под руководством Г.Н.Шеина были разработаны программы и определено содержание всех учебных дисциплин кафедри. Инженер-майор Г.Н.Шеин играл одну из ведущих ролей при разработке учебных планов академии.

В 1947-1948 учебном году начиналось преподавание учебной дисциплины "Электронные и ионные приборы". Начальником кафедры  этого же названия с момента ее формирования был назначен кандидат технических наук доцент инженер-полковник С.Г.Эпштейн, ранее возглавший  такую же кафедру в Военной академии связи им. С.М.Буденного. Инженер-полковник С.Г.Эпштейн был опытным педагогом и хорошим методистом. Под его руко­водством коллектив кафедри в составе майора Р.М.Наапетяна, инженер-капитана К.С.Лабец и старшего лейтенанта В.Ф.Нагаева сумел подготовить основные лабораторные работи по учебной дисциплине. Некоторую помощь  в создании первых лабораторных работ оказала соответствующая кафедра Военной академии связи им. С.М.Буденного.

На кафедре электрических машин и электропитания к началу второго учебного года было всего два офицера: кандидат технических  наук стар­ший лейтенант И.В.Сафоновский, временно назначенный начальником ка­федри, и старший лейтенант Е.И.Санковский - начальник лаборатории. С 1 сентября 1947 года учебную дисциплину «Электрические   машины»  объемом 210 часов начал преподавать старший лейтенант И.В.Сафоновский.

Кафедры радиопередающих и радиоприемных устройств с І сентября 1947 года начали преподавание своих учебных дисциплин на курсах усовершенствовакия офицерского состава. Преподавание этих дисциплин для слушателей академпи начиналось годом позднее.

Начальником кафедри радиопередающих устройств был назначен  и  прибыл в академию в начале 1947 года инженер-полковник Г.В.Ягодин (фото слева), ранее работавший заместителем начальника кафедры Военной академии связи им. С.М.Буденного. Одновременно с ним прибыл начальник  кафедры радиоприемных устройств кандидат технических наук доцент инженер-полковник Д.К.Замков (фото справа, внизу), также работавший до этого в академии им. С.М.Бу­денного. Будучи опытными преподавателями, оба начальника кафедр сразу включились в активную работу.

Как следует из приведенных фактов, формирование специально-технических кафедр академии происходило с помощью Военной академии связи им. С.М.Буденного. Преподаватели этой академии занимали  ведущие     руковдящие должности на кафедрах. Под их руководством  специально-технические кафедры определяли программы и содержание своих учебных дисциплин, осуществляли подготовку к их преподаванию. И это естственно. В то время наиболее близкой по специальности ко вновь формируемой    была  Военная академия связи им. С.М.Буденного.

Несколько по другому происходило формирование кафедр тактической и общевоенной подготовки. Академия первые годы подчинялась, как говорилось  выше,  Командующему артиллерией Вооруженных Сил. Она должна была готовить кадры как для двух родов Войск ПВО страны, так и для наземной  артиллерии Сухопутных войск. Существенного различия в общевоенной и тактической подготовке слушателей разных факультетов в годы формирования и становления академии не предполагалось. В составе Высшей военной школы ПВО была кафедра тактики войск ПВО. Нужно  было  на базе этой кафедры создать аналогичную кафедру академии и сформировать новую кафедру общей тактики, призванную преподавать как общевойсковую тактику, так и ряд общевоенных дисциплин для слушателей всех факультетов.

Два первых факультета академии должны были готовить кадры инженеров по радиолокации для наземной и зенитной артиллерии. В программах их подготовки, конечно, должны были быть общие вопросы с программами  подготовки специалистов в Артиллерийской академии им. Ф.Э. Дзержинского. Все это послужило причинами того, что формирование кафедры общей тактики, некоторых факультетских кафедр тактической подготовки, определение программ и содержания их учебных дисциплин происходило под влиянием и с помощью Артиллерийской академии им. Ф.Э.Дзержинского.

Начальником кафедры общей тактики был назначен и в течение одно­го года занимался ее формированием Герой Советского Союза генерал-майор И.В.Бастеев. После его увольнения в запас в 1947 году исполнять обязанности начальника кафедры стал полковник Л.Л.Борисов. Полковники Л.Л.Борисов и Ф.И.Третьяков были первыми преподавателями общей тактики в академии. Одновременно с ними на кафедре стали работать преподаватели военной топографии подполковники М.А.Кофман и В.А.Тыклин.

Кафедру тактики войск ПВО продолжал возглавлять генерал-майор артиллерии Г.Х.Чайлахян (фото слева). Преподавателями на кафедре работали полковники Б.К.Зубков, Б.А.Коломенский, подполковники Ф.Ф.Иойлев и П.М.Ковальский. В течение 1946-1947 учебного года кафедра продолжала проводить занятия со слушателями, заканчивающими Высшую военную школу ПВО. Одновременно определялись учебные дисциплины и их содержание для слушателей академии. По мере формирования  факультетских кафедр тактической  подготовки  некоторые учебные дисциплины, ранее преподававшиеся кафедрой генерал-майора артиллерии Г.Х.Чайлахяна, передавались факультетским кафедрам.

Со слушателями академии в течение первого учебного года как общеакадемические, так и факультетские кафедры тактической подготовки занятий не проводили. Они имели время на подготовку к следующему учебному году.

В феврале 1947 года приказом Министра Вооруженннх Сил СССР на­чальником академии бнл назначен генерал-лейтенант артиллерии Антон Владимирович Герасимов. Временно исполнявший обязанности начальника академии генерал-майор технических войск Т.А.Туклин стал заместителем начальника академии по учебной и научной работе.

        Генерал-лейтенант артиллерии А.В.Герасимов, широко эрудированный специалист, обладавший большим опытом руководящей работы как в до­военный период, так и в годы Великой Отечественной войны, занимавший ряд ответственных постов в Войсках ПВО страны, со свойственной ему энергией быстро изучил обстановку в академии и включился в решение самых неотложных задач по её становлению.

Активизировалась работа по восстановлению правого корпуса буду­щего основного здания академии на площади Дзержинского. К восстанови­тельным и строительным работам были привлечены дополнительные силы строительных организаций: гарнизона и города. Рабочие и служащие ака­демии, а также офицеры-слушатели работали на стройке в порядке суб­ботников.

К августу 1947 года правый корпус здания был подготовлен для перебазирования академии. 8 поточных аудиторий, 24 класса для заня­тий со слушателями, помещения для размещения всех кафедр с их лабора­ториями и кабинетами, место для размещения библиотеки, кабинеты для размещения командования академии и факультетов, основных отделов и служб - всё это после неприспособленных помещений на площади Руднева казалось богатством, которое получила академия. В течение августа академия перебазировалась в этот корпус. Развернулись работы по вос­становлению левого корпуса.

       Здание на площади Руднева поступило в распоряжение курсов усо­вершенствования офицерского состава. Эти курсы были созданы при ака-демии в 1947 году и работали в течение десяти лет. За это время на десятимесячных курсах прошло обучение более 1000 офицеров зенитно-артиллерийских частей, инженерно-технического состава истребительной авиации и службы ВНОС, зенитных прожекторных частей, а также офицеров центральных учреждений Министерства Вооружённых Сил. В течение первых четырёх лет начальником курсов был полковник Л.Н.Пирогов, его заме­стителем полковник В.С.Ефимов. Затем полковник Л.Н.Пирогов был назначен начальником Горьковского зенятно-артиллерийского училища ПВО. Полковник В.С.Ефимов принял от него должность начальника курсов  усовершенствования. Его заместителем стал полковник Б.Б.Сушкевич. В должности заместителя начальника курсов по политической части последовательно работали подполковник У.З.Гадзиев и полковник В.И.Соколов.

Но первый учебный год академия заканчивала в здании на площади Руднева. В период экзаменов второго семестра первого учебного года, в июне 1947 года, академию проверяла комиссия управления высших учебных заведений Вооруженных Сил СССР.  Комиссия отметила большую работу, продоланную коллективом академии по ее формированию и организации на­чала учебного процесса. Но вместе с тем, комиссия в суровых выражениях сделала вывод о том, что академия еще не готова к выполнению  задач по подготовке кадров инженеров радиолокации и по своему  состоянию и научному уровню еще не может рассматриваться как высшее военное учебное заведение.

Этот вывод отражал истинное положение дел. За год удалось лишь в первом приближении укомплектовать должности начальников кафедр и небольшого количества преподавателей людьми, имевшими в прошлом хоть какой-то опыт работы в высших учебных заведениях. Предстояла большая работа по укомплектованию кафедр квалифицированным   преподаательским составом, по организации подготовки своих научно-педагогических  кадров.

Первый учебный год прошел при отсутствии собственных  учебных   планов  и программ, по планам и программам других высших учебных заведений, решающих другие задачи. Нужно было ускорить разработку своих основополагающих документов по организации учебного процесса и на основе их организовать обучение слушателей.

Большие задачи стояли по созданию и развертыванию учебно-материальной базы академии. За первый год в этом направлении были сделаны только первые шаги. 

                                                                          В  содержание

 

      

Сайт создан в системе uCoz